Событие
"ГРЭММИ" ОТКРЫЛА ДЛЯ СЕБЯ "ДВЕРИ"
Группе Doors вручена музыкальная премия. Зачем?
Это событие
можно оценивать по-разному. Можно - как приговор Американской академии
звукозаписи, которой, видимо, уже мало живых певцов. А можно - как
диагноз всему человечеству, которое позволяет такие игры с мертвыми
героями. В следующий раз они вручат "Оскара" за лучшую
мужскую роль Наполеону или отметят премией за лучший сюжет Ленина.
Группа Doors - это прежде
всего Джим Моррисон, умерший тридцать шесть лет назад. Правильно,
нужно было подождать тридцать шесть лет, чтобы в памяти у людей
стерлось, кем вообще был этот человек и чем занимался. И вот теперь,
когда время сгладило резкие углы и смягчило обороты речи, шоу-бизнес
решил, что этот готов. Все, его можно забирать и ставить на полку.
Теперь и его можно вовлечь в игру, превратить в карамельку, увенчать
короной из жести и орденом из пластмассы.
Джим Моррисон на том свете
наверняка разразился своим неповторимым пьяным смехом, услышав про
эту "Грэмми". На фиг ему нужна премия, присужденная в
знак признания заслуг группы Doors перед музыкальной индустрией?
Моррисон покинул Doors именно тогда, когда она стала уж как-то слишком
сильно походить на часть музыкальной индустрии, которая сплавляет
воедино музыку и банк, гитару и пищеварение. Когда Манзарек, Кригер
и Денсмор без его ведома заключили контракт, позволявший компании
Buick использовать в рекламе автомобилей знаменитую Light My Fire,
Моррисон впал в ярость. Он не продавал себя ни музыкальной, ни какой-либо
иной индустрии. И он добился того, что контракт был разорван, пусть
даже это грозило ему крупными убытками.
Моррисон был бедой и головной
болью Америки. Дамы и господа в светских нарядах, собравшиеся на
вручение премии, кажется, забыли, что тот, кого они награждают,
устраивал на сцене пьяные дебоши, многократно выходил на сцену обдолбанным,
затевал массовые беспорядки, несколько раз был арестован и в конце
концов попал под суд за то, что на концерте в Майами расстегнул
ширинку и показал публике свое кое-что. Если бы сегодня в политкорректной
Америке он вытворил бы десятую часть того, что вытворял в течение
четырех лет своей безумной карьеры, то непременно очутился бы в
тюрьме или дурдоме. Но и тогда, в конце шестидесятых, он был признан
по суду виновным, и ему грозило десять месяцев заключения. В тюрьме
сидеть он не хотел. Нынешний номинант великосветской "Грэмми"
покинул Америку весной 1971-го в том числе и потому, что страна
затравила его.
У Моррисона в жизни была
одна цель: испробовать как можно больше ощущений и в своей свободе
дойти до конца. Его стихи представляют собой странную смесь импрессионизма
и экспрессионизма, грубости и нежности, отчаяния и веры. Затянутый
в черные кожаные штаны, прекрасный, как бог рок-н-ролла, он превратил
секс в безумие, которому предавался в студиях звукозаписи, душевых
кабинках и номерах мотелей. Он говорил со сцены ужасные, кощунственные
вещи: об отце, которого хотел бы убить, о матери, которой грозил
кровосмешением. Свою собственную семью он отверг, в своей собственной
стране он чувствовал себя чужаком. Он не принимал мир таким, каким
его сделали взрослые люди в строгих костюмах, ездящие на больших
машинах.
Виртуальный мир шоу-бизнеса
полон самых разных премий. По нему летают "Золотые орлы",
в его углах подвывают "Золотые граммофоны", на плюшевых
диванах сидят фальшивые "Ники", а за банкетными столами
бравурно шумят "Триумфы". Но Лев Толстой недаром убедительно
просил своих последователей и читателей не выдвигать его на Нобелевскую
премию; пророкам не нужны премии, и писатели, наделенные святостью,
не нуждаются в госнаградах. Связи между Львом Толстым и Джимом Моррисоном
нет никакой, кроме одного обстоятельства: оба бились о жизнь, как
о стену, оба не смирялись с извечной подлостью социума и оба в конце
концов ушли. В Астапово ли, в Париж ли - не важно. Один умер на
казенной кровати на маленькой станции, другой - в ванне парижской
квартиры. Неуспокоенные, не договорившие до конца, несмирившиеся.
Моррисон, как известно,
был поэтом, режиссером, сценаристом, рок-музыкантом, алкоголиком,
наркоманом, путешественником. Но это не все. Еще он был матерщинником.
Если и существовал в те годы человек, которому Моррисон уступал
в размахе и страсти непристойной речи, то это - Джанис Джоплин.
И можно представить себе, как эта пара в хипповом тряпье вела бы
себя на церемонии вручения "Грэмми". Сто шансов из ста,
что оба явились бы пьяными вусмерть. Сто шансов из ста, что Моррисон
вылез бы на сцену и грозил публике стойкой от микрофона. Сто шансов
из ста, что Моррисон с дурацкими ужимками, пританцовывая, хлопал
бы по заду и Дженифер Лопес, и Мадонну, и Пинк, и Шакиру, и вообще
всех красивых женщин без исключения. И, безусловно, услышав торжественное
сообщение о том, что группе Doors через тридцать шесть лет после
смерти ее основателя и лидера присуждается премия "Грэмми",
оба захлебнулись бы хохотом и завопили в приступе неудержимого восторга:
Fuck you!
Ведущий рубрики "Тексты" Алексей
Поликовский (weter)
|